Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения
Камчатского края
«О противодействии коррупции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных нормах и принципах.
а) в беседе необходимо правильно, кратко и конкретно задавать вопросы; б) необходимо использовать принципы доброжелательности,
внимательности, невербальной открытости (не стоит сидеть, скрестивши руки на груди, желательно улыбаться);
в) следует до конца выслушивать ответы;
г) сообщать необходимую пациенту информацию, в рамках должностных обязанностей в максимально доступной пациенту форме с учетом его возраста и интеллектуальных особенностей;
д) в общении необходимо следить за своими мимикой и жестами: исключить избыточную жестикуляцию и мимику, выказывающую неуважение к эмоциям и чувствам пациента (закатывание глаз и т.п.);
е) следует давать рекомендации в понятной для пациента форме, избегая специализированных и непонятных для него слов;
ж) если пациент «уходит в сторону» при общении, мягко останавливать, заостряя внимание на важном;
з) помнить о своей профессиональной роли.
форме. Завершая прием, необходимо поинтересоваться у пациента, остались ли у него еще вопросы, если да, то ответить на них.
«Поэтому я предпочитаю этого не делать». Здесь же можно кратко выразить свои чувства, например: «Мне жаль», «Я сожалею».
– на выписку рецептов и сопутствующие рекомендации. Очень важно детально объяснить пациенту, как правильно принимать лечение, заострить внимание на
«мелочах», которые на самом деле таковыми не являются.
Было бы неплохо, если в этой части беседы медицинский работник старался бы установить партнерские отношения с пациентом. «Итак, мы с вами договорились…», «План наших действий будет следующим…»
Стандарты ответов на вопросы больного о прогнозе тяжелого заболевания
Стандарт выхода из затянувшейся беседы с больным
«Да, я понимаю, что вам хотелось бы еще поговорить со мной о…. Самое основное на сегодня мы уже обсудили».
Стандарт общения с агрессивно настроенным пациентом
Выслушайте пациента, акцентируя свое внимание на словах, в которых выражается недовольство. Проявите искренний интерес к его проблемам. Сейчас самое главное, что нужно дать почувствовать пациенту – это то, что вы – не враг, что вы находитесь «на его стороне», что вас с ним объединяют общие задачи и цели.
Самое главное, что вы должны помнить, пока ваш собеседник выплескивает на вас свой негатив: ничего не принимать на свой счет!
Отношения с пациентом – не личные. Весь тот негатив, которым «заряжен» пациент, существует у него уже давно, и накапливался по каким-то своим законам. Лично к вам он не имеет отношения!
Для того, чтобы помочь себе быть спокойным, когда пациент так гневно выражает свое недовольство, можно применить следующие психологические техники.
Избегайте негативной обратной связи, например: «Да вы в этом не разбираетесь, вот и слушайте, когда вам специалист говорит!»
Когда пациент «выпустил пар», с этого момента возможно начать выстраивать конструктивный диалог, цель которого – продуктивно использовать критику. Для этого надо понять, что является предметом критики, в чем суть претензии и как исправить ситуацию к лучшему, кому и что необходимо сделать для исправления ситуации.
Очень хорошо поможет снизить эмоциональную напряженность у пациента, если он увидит, что вы записываете основные моменты его жалоб. Когда ваш собеседник «выпустит пар» и будет готов к более конструктивному диалогу, вы можете подвести итог его высказывания, обратив внимание только на то, что касается сути проблемы. «Я правильно понял(а), что были допущены ошибки?», «Правильно ли я вас понял(а), что вы недовольны … (формулируете суть возникшей проблемы) …?»
Ошибки: высказывание вопросов «Почему?» и вопросов, ответы на которые заведомо неизвестны.
Еще раз повторим: Не воспринимайте критику как личное оскорбление! Попытайтесь понять мотивы пациента, сделайте скидку на его усталость, беспокойство, заболевание, стресс. Если вы не согласны с критикой, просто примите ее к сведению, но ничего не предпринимайте.
Ваша задача состоит не в том, чтобы получить прощение, а в том, чтобы выразить свое отношение к инциденту и найти путь исправления ситуации.
«запустили» реакции злобы и враждебности у пациента. Например, пациент очень долго просидел в очереди, чтобы попасть на прием, или в регистратуре долго не могли найти его карточку, или вы как медицинский работник действительно совершили какую-то оплошность, учли не все обстоятельства ситуации пациента и т.п. В таком случае лучше всего в спокойной и корректной форме принести извинения – от себя лично или «от лица учреждения» (т.е. даже если от вас эта ситуация никак не зависела - например, не очень оперативно сработала регистратура). Практически любой человек, которому приносят извинения, очень быстро «остывает», т.к. чувствует себя понятым, чувствует, что его право получать качественное обслуживание, равно как и право быть недовольным, принимается и уважается другими людьми.
место оказалось занято?», «… нервничаете из-за того, что ваши ожидания не оправдались?»)
Здесь же можно прояснить какие-то детали отношения пациента к вам. Прояснить это можно при помощи уточняющих вопросов относительно того, как он вас воспринимает («Вы считаете, что я вас обижаю?», «Вам кажется, что я вас не уважаю?», «Вы думаете, что я вас обманываю?»).
Будет ошибкой высказывать в таком разговоре с пациентом запреты («Не волнуйтесь!»), принуждения («Спокойнее!», «Немедленно прекратите это!»), оценки («Плохо, что вы такой нервный!»).
Идея пациента – самая важная для него. Спросите его: «Что же Вы предлагаете?» или «Как мы можем исправить ситуацию?»
Выяснить суть предложений пациента. Повторите своими словами то, что он сказал и расскажите о своих выводах и предположениях («Вы хотите, чтоб я говорил быстрее?», «…чтобы я выписала вам другой препарат?», «…узнать мое мнение?»)
Признайте справедливость отмеченных в претензии фактов.
Признавайте только факты, а не их оценки и приписываемые вам качества.
Используйте критику для получения полезной информации о собственных недостатках, требующих изменения. Применяйте критику как возможность узнать о том, что думают и какими видят вас ваши пациенты.
Если критика была справедливой, примите ее вместе с решением измениться и не давать повода для критики в дальнейшем.
Стандарты отказа в просьбе пациента
«Да, я понимаю, что вам было бы удобно, если бы я выписал лечение вашему родственнику заочно, по вашему описанию его состояния».
Таков мой профессиональный принцип».
Важно давать отказ спокойно, твердо, ясно, не оправдываясь, но и не сердясь.
Стандарты приветствия в общении с пациентами
Стандарты разговора по телефону
Формулировки должна быть гораздо мягче: «Для вас имеет смысл...» или
«Лучше всего было бы...».
Стандарт эстетики внешнего вида работников
Составляющие медицинского дресс-кода – это форменная одежда и внешний вид.
Санитарно-гигиенические правила обязывают медицинский персонал соблюдать правила внешнего вида. Находиться в поликлинике и выполнять служебные обязанности необходимо в специальной медицинской форме.
10.Требования к внешнему виду сотрудников медицинских организаций
Для работников медицинских учреждений обязательно ношение бейджа с указанием наименования медицинского учреждения, фамилии, имени, отчества, должности работника;
Стандарт внешнего вида работника
Элементы внешнего вида |
Женщины |
Мужчины |
1 |
2 |
3 |
Одежда |
Требование: классического фасона, делового, офисного стиля, чистая, |
Требование: классического фасона, делового, офисного стиля, чистая, |
|
опрятная, нейтральной спокойной цветовой гаммы, соблюдение офисного этикета в летнее время, длина халата должна прикрывать не менее двух третей бедра. Не допускается: глубокое декольте, яркие расцветки служебной одежды, пляжный стиль одежды, просвечивание нижнего белья. |
опрятная, нейтральной спокойной цветовой гаммы. Не допускается: пляжный стиль одежды, яркие расцветки служебной одежды. |
Обувь |
Требование: чистая сменная обувь. Не допускается: обувь яркой расцветки, пляжная обувь, травматическая обувь ограничивающая движение при профессиональной деятельности (каблук не выше 5 см) |
Требование: чистая сменная обувь. Не допускается: обувь яркой расцветки, пляжная обувь. |
Волосы |
Требование: аккуратная опрятная прическа. Не допускается: небрежность, неряшливость, неаккуратность, торчащие пряди, ультрамодные прически, характерные прически субкультур, окрашивание волос не в натуральные яркие оттенки. |
Требование: аккуратная опрятная прическа. Не допускается: небрежность, неряшливость, неаккуратность, торчащие пряди, ультрамодные прически, характерные прически субкультур, окрашивание волос не в натуральные яркие оттенки. |
Лицо |
Требование: естественный тон макияжа. |
Требование: Чисто выбритое лицо, чисто выбритое лицо с ухоженными усами и бородой |
Руки |
Требования: чистые руки с кротко отстриженными ногтями, неяркие оттенки лака натурального цвета. |
Требование: чистые руки с коротко остриженными ухоженными ногтями |
Украшения |
Допускается: минимальное количество украшений (не более 3), если по роду занятий не препятствует профессиональной деятельности. Не допускается: Яркая крупная бижутерия, заметные татуировки и пирсинг на открытых участках тела. |
Допускается: обручальное кольцо. Не допускается: браслеты, крупные кольца, татуировки и пирсинг на открытых участках тела |
Парфюмерия |
Допускается: нейтральный запах либо легкий аромат парфюмерии. Не допускается: слишком резкий запах. |
Допускается: нейтральный запах либо легкий аромат парфюмерии. Не допускается: слишком резкий запах. |